Морские контейнеровозы. Типы и виды.

Морские контейнеровозы

Морские контейнеровозы – это особые судна, предназначение которых состоит в доставке контейнеров по морю. Габариты их трюмов кратны принятым габаритам обычных контейнеров. Контейнеровозы разделяются на: океанского плавания и фидерные. Экипаж судов обычно не превышает 10 – 26 человек. Это является следствием того, что такие суда по максимуму автоматизируют.

Контейнеровозы океанского плавания

Морские контейнеровозы океанского плавания обеспечивают контейнерные доставки между портами на магистральных направлениях. Установка и последующее крепление контейнеров происходят за счет вертикальных направляющих (cell guides). Они есть в каждом трюме контейнеровоза.

В процессе перевозки, контейнеры располагаются по всей палубе. Потому что отсутствие устройства для погрузки и наличие сдвинутой надстройки освобождают место на судне. Кроме того, контейнеры могут быть размещены в 4-5 ярусов в высоту,что дополнительно использует пространство на палубе

приблизительно на 80 процентов! Крышки трюмов у судов понтонного типа дают возможность удобно размещать контейнеры на палубе. Грузовые контейнеровозы с бортом менее 8 м оборудованы удлиненным полубаком или отбойным козырьком, которые защищают от воздействия сильных морских волн.

Виды контейнеровозов

Океанские контейнеровозы получили широкое применение в конце 60х годов XX века. Контейнеровозы с полезной массой перевозимого груза примерно 60.000 называются “Panamax”, так как способны проходить по Панамскому каналу. Контейнеровоз I го поколения могли вместить до 1500 TEUs (TEUs – это 20 тифутовый эквивалент, т.е. один TEU равносилен объему одного 20 тифутового контейнера).

Но, уже к середине восьмидесятых, четвертому поколению «Panamax» было под силу перевозить аж 4440 TEUs. Данная вместимость судов класса «Panamax» держалась несколько лет, от того, что шлюзы Панамского канала диктовали свои правила и параметры.

После того, как были приняты другие пути, которые обходили Панамский канал, началось создание контейнеровозов другого типа, а именно “Post-Panamax” (сегодня, используется примерно 30 процентов данных судов в мире). До конца девяностых годов транспортный флот процветал удивительными темпами.

Пятое поколение судов «post Panamax» в девяностые достигло уровня вместимости контейнеров до примерно 5000 – 7000 TEUs. Еще один вид судна носит название “Panamax-size vessels”. Размеры контейнеровоза имеют следующие показатели:

– длина/ширина – 294.1 на 32.3 метра, осадка – 12 метров.

Протяженность Суэцкого канала равна примерно 163 километра, а ширина около 100 метров. По нему транспортируются контейнеры из Турции в южную и юго-восточную Азию, однако в нем нет шлюзов.

После углубления дна в 2012 году, канал способен пропускать контейнеровозы грузоподъемностью 19000 TEUs и более. Специализированные для этого канала морские контейнеровозы «Suezmax» имеют показатели:

– вместимость 12000 TEUs, дедвейт 160000 тонн;

– длина/ширина 400/50 метров;

– осадка 17 метров

Типы контейнеровозов

Фидерные контейнеровозы

вмещают до 400 контейнеров. Отличие фидерных контейнеровозов от судна океанского плавания в том, что первые имеют высокую частоту захода в порты, даже в те где обычно отсутствует специальное перегрузочное оборудование. Они имеют краны на палубе и кормовую аппарель. Процесс загрузки происходит следующим образом: по аппарели контейнеры поднимаются на верхнюю палубу, а дальше судовым краном грузятся в трюм.

Крепление контейнеров происходит с помощью твистлоков, которые расположены на каждом ярусе в нижних углах и исполняют роль запирающих элементов крепления и не позволяют контейнерам смещаться по вертикали или горизонтали. В добавок, применяются крепления по диагонали и вертикали. Ограничение наивысшего уровня ярусов контейнеров обеспечивает хороший обзор с навигационного мостика.