Для переработки, перегрузки и складирования контейнеров (погрузчики, грузозахватные установки, краны и прочее);
Оборудование контейнерных терминалов (КТ) делится на две группы:
На авто и жд терминалах растарка идет с подвижного состава жд и авто транспорта. А затарка на него различными кранами (стреловыми, мостовыми или козловыми) и автопогрузчиками. Этим же оборудованием перемещают тары на территории комплекса для сортировки.
Контейнеры среднего тоннажа перерабатывают подъемно-транспортным оборудованием:
Автопогрузчиками 5 тонн с прямой безблочной стрелой с применением четырёхветвевых цепных строп.
Кранами стрелового типа грузоподъемностью 5-6 тонн (башенными, автомобильными, железнодорожными).
Козловым консольным краном или козловым бесконсольным грузоподъемностью 5-6 тонн и 11ти, 16ти, 25ти метровым пролетом с четырехветвевыми стропами или автостропом ЦНИИ-ХИИТ.
Мостовыми кранами 5-10 тонн и пролетом от 25 до 30м. На автомобильных и железнодорожных пунктах переработкой среднетоннажных контейнеров занимаются козловые краны КД-0,5, КК-5, КК-6, КДКК-10.
Автопогрузчики широко используются на зарубежных КТ и вытесняют краны. Их достоинства: отсутствие сети электроснабжения и крановых путей, неограниченная зона действия, мобильность, оперативный ввод в эксплуатацию.
Недостатки: большой расход топлива, цена приобретения (до 400000$ и более), использования и техобслуживания, дороговизна покрытия контейнерной площадки (примерно 30 долларов на кубический метр).
Технические сооружения современных терминалов включают портальные мостовые краны на пневмоходу – это безрельсовые перегрузочные машины. Характеристики крана на пневмоходу:
Грузоподъемность 30-50 тонн.
Промежуток между внутренними гранями опор 7550-12100 мм. В проеме можно разместить автопроезд и 2-3 контейнера.
Грузозахват подымается на высоту от 6300 до 12800 мм. Таким образом, контейнеры штабелируют до 4 ярусов по высоте.
Скорость движения крана 134 метра в минуту, тележки – 52 метра/мин, опускания и подъема – от 9 до 17 метров/мин.
Сила давления колеса на площадку – 48 тонн (480 кН).
Бывает, что при переработке на терминале доставляют тары с одного тех участка на другой (с разгрузочного на склад, со склада на таможенный досмотр, на морской контейнеровоз и т.д.). При большом объеме грузопотока, для этих целей используют специализированное оборудование контейнерных терминалов – автопоезд с платформами-трейлерами и портальные автопогрузчики (они могут транспортировать и штабелировать контейнеры).
Для перетарки краном козлового типа используют рычажный захват конструкции ЦНИИ-ХИИТ. Грузоподъемность захвата -пять тонн, вес – 422 кг, время зацепки контейнера – 3 сек.
На крышу контейнера опускается захват, опираясь на лапы и ориентируясь при помощи направляющих. Следом включается привод перемещения кареток, которые раздвигаются до того, пока один из четырех крюков не зайдет в углубление, где установлен рым. Пружина разжимает крюки и при следующем раздвижении кареток и крюков, 3 оставшихся крюка зацепятся за свои рымы.
Портальные контейнеровозы
Грузовой захват для крупнотоннажных тар – спредер. Такое название он получил, потому что распределяет контейнеры по площадке. На практике применяются захваты-спредеры для 20 и 40-футовых контейнеров, с телескопической рамой.
Спредер также опускается на крышу контейнера, ориентируясь четырьмя направляющими лапами таким образом, чтобы поворотные штыри ушли в отверстия фитингов грузовой единицы. Штыри крутятся вокруг своих вертикальных осей, а их выступы снизу захватывают тару. После всего этого разблокируется привод подъема крана и дает возможность поднимать, отпускать и передвигать контейнер.